Экономика играет огромную роль в жизни общества.
Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.
Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов.
Экономика — это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей. Потребностью называется объективная нужда человека в чем-либо.
Организуя свою экономическую деятельность, люди преследуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ и услуг. Для достижения этих целей, прежде всего, необходима рабочая сила, т. е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства.
Средства производства - представляют собой совокупность предметов труда, т. е. того, из чего производятся материальные блага, и средств труда, т. е. того, чем или с помощью чего они производятся.
Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества.
Производительные силы — это люди (человеческий фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства.
Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики.
В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т.д.).
Под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей.
В материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т. д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т. д.).
Истории известны две основные формы материального общественного производства: натуральное и товарное.
Натуральным - называют такое производство, при котором производимая продукция предназначается не для продажи, а для удовлетворения собственных потребностей производителя. (основные черты самостоятельно дома).
Основными чертами такого хозяйства являются замкнутость, консерватизм, ручной труд, медленные темпы развития, прямые связи между производством и потреблением.
Товарное производство - изначально ориентировано на рынок, продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи. (основные черты самостоятельно дома).
Товарное производство более динамично, поскольку производитель все время отслеживает происходящие на рынке процессы, колебания спроса на тот или иной вид продукции и вносит соответствующие изменения в процесс производства.
Для возникновения и развития товарного производства необходимы два основных условия - общественное разделение труда и экономическая обособленность производителей товара.
Общественное разделение труда означает, что люди специализируются на производстве определённых продуктов, а потом обмениваются результатами труда.
Экономическая обособленность товаропроизводителя означает, что ему принадлежат средства производства, с помощью которых он изготавливает товар.
Важнейшая роль в материальном производстве принадлежит используемым производителем технике и технологии.
Первоначально древнегреческое слово techne обозначало искусство, мастерство, ремесло. Со временем значение этого понятия сузилось.
Сегодня техникой называют созданные людьми средства, с помощью которых осуществляется процесс материального производства, а также обслуживание духовных, бытовых и иных непроизводительных потребностей общества.
Как и другие подсистемы экономики, техника прошла в своем развитии ряд различных этапов: периоды ее эволюционного развития сменялись "скачками", благодаря которым изменялись ее уровень и характер. Такие скачки называют техническими революциями.
За всю экономическую историю произошли три технические революции в производстве.
Во время первой - неолитической - революции стало возможным появление производящего хозяйства и переход к оседлому образу жизни. Это способствовало резкому увеличению численности населения: произошел так называемый первый демографический взрыв - темпы роста населения Земли возросли почти в два раза. Производство на данной, доиндустриальной, стадии характеризовалось преобладанием сельского хозяйства, господством ручного труда и примитивными формами организации последнего. Такое производство до сих пор остается типичным для некоторых стран Африки (Гвиана, Гвинея, Сенегал и др.).
Вторая — промышленная — революция приходится на вторую половину XVIII — 50—60-е гг. XIX в. Ее называют промышленной, поскольку основное содержание этой революции составил промышленный переворот — переход от ручного труда к труду машинному. Отныне главной сферой производства становится машиностроение, а основная масса населения теперь трудится в промышленности и проживает в городах. С этой стадией развития экономики, называемой индустриальной, связан второй демографический взрыв, во время которого численность населения планеты возрастает почти в семь раз. Однако достижений индустриальной экономики оказывается недостаточно для удовлетворения по-требностей всех жителей индустриально развитых стран. С определенного момента все более отчетливо ощущается противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым — как количественным, так и качественным — уровнем потребностей людей. Это противоречие разрешается в ходе, начавшейся в 40— 50-е гг. XX в.. научно-технической революции.
Научно-техническая революция представляет собой качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.
Основные направления научно-технической революции:
1) автоматизация и компьютеризация производства;
2) внедрение новейших информационных технологий;
3) разработка биотехнологий;
4) создание новых конструктивных материалов;
5) освоение новейших источников энергии;
6) революционные изменения в средствах коммуникации и связи.
Результатом этой революции стал переход к постиндустриальной стадии производства и информационному обществу. Наибольшее развитие теперь получает сфера услуг, в которой работает от 50 до 70% трудоспособного населения. Изменяется социальная структура общества, существенно растет количество людей с высшим образованием.
Вторая — промышленная — революция приходится на вторую половину XVIII — 50—60-е гг. XIX в. Ее называют промышленной, поскольку основное содержание этой революции составил промышленный переворот — переход от ручного труда к труду машинному. Отныне главной сферой производства становится машиностроение, а основная масса населения теперь трудится в промышленности и проживает в городах. С этой стадией развития экономики, называемой индустриальной, связан второй демографический взрыв, во время которого численность населения планеты возрастает почти в семь раз. Однако достижений индустриальной экономики оказывается недостаточно для удовлетворения по-требностей всех жителей индустриально развитых стран. С определенного момента все более отчетливо ощущается противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым — как количественным, так и качественным — уровнем потребностей людей. Это противоречие разрешается в ходе, начавшейся в 40— 50-е гг. XX в.. научно-технической революции.
Научно-техническая революция представляет собой качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.
Основные направления научно-технической революции:
1) автоматизация и компьютеризация производства;
2) внедрение новейших информационных технологий;
3) разработка биотехнологий;
4) создание новых конструктивных материалов;
5) освоение новейших источников энергии;
6) революционные изменения в средствах коммуникации и связи.
Результатом этой революции стал переход к постиндустриальной стадии производства и информационному обществу. Наибольшее развитие теперь получает сфера услуг, в которой работает от 50 до 70% трудоспособного населения. Изменяется социальная структура общества, существенно растет количество людей с высшим образованием.
Экономический цикл, его основные фазы.
Одной из особенностей рыночной экономики является склонность к повторению таких экономических явлений, как повышение или понижение спроса, увеличение объемов производства или его застой. Исторический опыт показывает, что рыночная экономика развивается не по прямой, постепенно и эволюционно набирающей высоту, а циклически: от подъема к кризису, затем опять к подъему и снова к кризису.
Период развития рыночной, экономики от одного кризиса до другого, включающий в себя четыре фазы:
• оживление или подъем;
• стабилизацию;
• кризис;
• депрессию;
Кроме этого есть ещё одна форма экономического цикла, которая включает в себя:
1. Производство – процесс создания полезного продукта;
2. Распределение – установление доли каждого человека в созданном богатстве;
3. Обмен – полученные при распределении продукты обмениваются на другие;
4. Потребление – использование полученных благ для удовлетворения потребностей;
Всё это называется процессом общественного воспроизводства.
Производство: структура, факторы, виды
Производством - называется определенный процесс создания жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества.
Общественное производство представляет собой сложную систему, в которой можно выделить три уровня:
I уровень - трудовая деятельность индивидуального работника.
II уровень - производство в рамках фирмы или предприятия (т.н. микроуровень)
III уровень - производство в рамках общества, государства (так называемый макроуровень).
В процессе перехода от одного уровня к другому происходит усложнение элементов производства:
• на индивидуальном — оно представляет собой труд одного человека,
• на микроуровне — кооперацию труда, т. е. объединение нескольких лиц в едином процессе,
• на макроуровне — кооперацию труда всего общества в рамках данной страны или даже всего мирового сообщества.
Сегодня во всех развитых странах экономика состоит из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов производства:
1. материального, в процессе, которого, создается вещественное богатство,
2. нематериального, в рамках которого идет процесс создания духовных, нравственных и иных ценностей.
Также в структуру современного производства входит особая сфера — сфера услуг.
Услуга – это такой вид деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности.
Наконец, в структуре современного производства особо выделяется инфраструктура — совокупность тех отраслей и сфер деятельности, которые создают общие условия для функционирования производства.
I уровень - трудовая деятельность индивидуального работника.
II уровень - производство в рамках фирмы или предприятия (т.н. микроуровень)
III уровень - производство в рамках общества, государства (так называемый макроуровень).
В процессе перехода от одного уровня к другому происходит усложнение элементов производства:
• на индивидуальном — оно представляет собой труд одного человека,
• на микроуровне — кооперацию труда, т. е. объединение нескольких лиц в едином процессе,
• на макроуровне — кооперацию труда всего общества в рамках данной страны или даже всего мирового сообщества.
Сегодня во всех развитых странах экономика состоит из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов производства:
1. материального, в процессе, которого, создается вещественное богатство,
2. нематериального, в рамках которого идет процесс создания духовных, нравственных и иных ценностей.
Также в структуру современного производства входит особая сфера — сфера услуг.
Услуга – это такой вид деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности.
Наконец, в структуре современного производства особо выделяется инфраструктура — совокупность тех отраслей и сфер деятельности, которые создают общие условия для функционирования производства.
Произведенные людьми средства производства часто называют капиталом (от лат. capitalis - главный).
В широком смысле под капиталом понимают все то, что приносит его владельцу доход.
Капитал подразделяют на: реальный, или физический, и денежный, или финансовый. Под реальным капиталом подразумеваются сами средства производства, а под финансовым — деньги, используемые для закупки средств производства. Эти деньги также принято называть инвестициями. С помощью инвестирования производства достигается его непрерывность.
Фактором производства, значение которого непрерывно увеличивается, является наука. Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
Выделяют три основных направления научных исследований:
1) фундаментальные научные исследования, которые проводятся с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений;
2) прикладные научные исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач;
3) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), завершающие соединение науки с производством и обеспечивающие как научную, так и инженерную проработку того или иного проекта.
Начавшаяся примерно с середины XX в. научно-техническая революция способствовала превращению науки в ведущий фактор производства. Резко сократились сроки практического воплощения научных открытий, произошла интеграция науки и производства. Разобщенные прежде процессы развития науки и производства оказались объединены в единую, постоянно развивающуюся систему: наука — техника — технология — производство. А сами научно-технические разработки стали одной из главных движущих сил экономического роста.
Фактором производства, значение которого непрерывно увеличивается, является наука. Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
Выделяют три основных направления научных исследований:
1) фундаментальные научные исследования, которые проводятся с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений;
2) прикладные научные исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач;
3) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), завершающие соединение науки с производством и обеспечивающие как научную, так и инженерную проработку того или иного проекта.
Начавшаяся примерно с середины XX в. научно-техническая революция способствовала превращению науки в ведущий фактор производства. Резко сократились сроки практического воплощения научных открытий, произошла интеграция науки и производства. Разобщенные прежде процессы развития науки и производства оказались объединены в единую, постоянно развивающуюся систему: наука — техника — технология — производство. А сами научно-технические разработки стали одной из главных движущих сил экономического роста.
Большую роль в процессе производства играет и так называемый энергетический фактор.
С энергетическим тесно связан экологический фактор производства.
С энергетическим тесно связан экологический фактор производства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий